Таежная армия

История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.

Первый партизанский отряд в Успенской волости, по воспоминаниям бывшего партизана Владимира Гончаренко, был создан ранней весной 1919 года в селе Крыловка. Основателем отряда являлся один из бывших командиров Уссурийского фронта (фамилия не известна). Ранней весной 1919 года партизаны приступили к активным действиям. В середине марта отряд подошел к Шмаковскому монастырю, где находился небольшой белочешский гарнизон. Налет был совершен внезапно и принес партизанам успех. Но на помощь чехославакам пришли американцы, которые настигли партизан, отошедших в район Красной сопки. Разгорелся сильный бой. Силы были явно неравные. Потеряв нескольких  партизан  убитыми, отряд отошел в сопки в районе села Преображенка.

После поражения в отряде начался раскол. Часть бойцов, во главе с командиром выступала за то, чтобы покинуть Успенскую волость и отойти в район Хабаровска. Остальные партизаны не хотели покидать свои села.

В результате общий язык не был найден, и половина отряда, пройдя через весь Иманский уезд, влилась в партизанский отряд Зубкова, действовавшего в Хорском уезде, близ Хабаровска.

Оставшиеся бойцы, спустя некоторое время, влились в отряд, организованный Василием Евдокимовичем Думкиным, учителем села Марьяновка, одновременно исполнявшим в этом селе обязанности волостного старшины и писаря. После Февральской революции Василий Евдокимович, учитель села Федосьевка Иманского уезда,  был избран  уездным земством в Дальсовнарком и работал там в качестве комиссара продовольствия и земледелия. После падения Уссурийского фронта Думкин некоторое время находился в подполье в городе Свободный, а затем перебрался в село Марьяновка, где жила его сестра, бывшая замужем за местным священником.

В Марьяновке было проведено первое организационное совещание, на котором был организован вербовочный Совет, в который вошли Думкин (партизанский псевдоним – Морозов), бывший матрос, уроженец Марьяновки Николай Демин (По другим данным – Деменко, псевдоним – «Бычек»), бывший фронтовик, так же марьяновец Николай Игнатюк («Воробей»).

Партизанские организаторы направились по селам. Демин, которому был поручен куст Успенка – Ольховка -  Комаровка, получил значительную поддержку в Ольховке, там записалось в партизаны 36 человек. Но ушли с Деминым только 14, в том числе Максим Заболотный, Иван Линник, Григорий Москвич, Павел Голодный, Андрей Самойленко, Афанасий Приходько и другие. Все - бывшие бойцы Уссурийского фронта, вернувшиеся домой с оружием.
При выходе из Ольховки партизаны неожиданно натолкнулись на группу калмыковцев. Но ольховцы не растерялись, в белоказаков полетели гранаты. Воспользовавшись замешательством белогвардейцев, партизаны скрылись в придорожном лесу.

В Комаровке к партизанам примкнул бывший прапорщик царской армии Безпалько. В Руновке записалось в партизаны 18 человек, но в отряд ушел только Андрей Волынец. Остальные руновцы, возглавлял которых бывший фронтовик Степан Щербанюк (партизанская кличка «Кулеш»), согласились взаимодействовать с отрядом на таких условиях – они назначают сами себе командование, а по первой необходимости, получив приказ партизанского штаба, должны выступить.

В Антоновке в партизаны записалось 26 человек, но в этом селе у добровольцев было мало винтовок, и по этому в партизаны ушли только 6 человек. Активную работу в селах по агитации в отряд вели Елисей Волхань (Антоновка), Яков Стоцкий (Комаровка), Зиновий Ковальчук (Афанасьевка), Андрей Волынец (Руновка), Петр Жук (Степановка).

 По Марьяновскому кусту было сагитировано 58 человек. Желающих участвовать в сопротивлении колчаковскому режиму в Успенской и Марьяновских волостях было много, но не хватало оружия, и все же отряд был уже достаточно грозной единицей – более сотни вооруженных бойцов, многие из которых пошли закалку на фронтах Первой мировой войны.

В Марьяновке на первом партизанском Совете избрали командный состав отряда. Командиром единогласно был избран самый опытный и грамотный из всех  Василий Думкин-Морозов – прекрасный организатор, веселый, общительный, смелый человек. Помощником командира избран Деменко, командирами рот: Деменко, Андрей Лось (партизанский псевдоним – «Боевой»), житель Новорусановки Павел Подоба (псевдоним – «Казак»). Комиссаром был избран учитель села Дроздовицы Илларион Деркач. Начальник штаба - Николай Игнатюк. Штаб отряда было решено разместить в удобном для диверсий на линии железной дороги месте – в тайге, между селами Бельцово и Руслановка у подножия большой сопки. Затем штаб был перемещен в село Бельцово. В это время в отряде появился Иван Гурко, опытный революционер, по партийной принадлежности - анархист. Гурко был назначен помощником командира отряда, за ним закрепили села Руслановка, Бельцово, Афанасьевка, Руновка, Комаровка, Васильевка.

В отряде остро не хватало оружия. Было решено захватить его у американской охраны на разъезде Краевский. На разведку пошли Гурко, отлично знавший английский язык, его приятель Никитченко и еще двое бойцов. Часовых удалось удачно снять, но в это время происходила смена караула и разведчиков обнаружили. Завязался бой. На помощь партизанам пришла группа бойцов, находившихся в Комаровке, после короткой схватки разъезд был занят партизанами. Было захвачено 65 американских винчестеров и много патронов. Но двоих партизан американцам удалось захватить в плен. После переговоров удалось договориться обменять их на захваченного партизанами американского солдата в казачьем поселке Новорусановка. В эту ночь одновременно были взорваны мосты на Белой речке и между Свиягино и Краевским.

В один из мартовских  дней, отряд под командованием  Гурко  двинулся к станции Свиягино, на которой,   помимо колчаковцев,  находился  батальон американских  солдат. Поздно вечером отряд подошел к станционному поселку и разместился в избах, стоящих на его окраине. Мороз держался еще довольно сильный, партизаны, промерзшие и уставшие в дальнем переходе поев, устроились спать, выставив охранение.

О приходе партизан в Свиягино стало известно местному священнику, и он не преминул доложить об этом  американцам. Интервенты решили воспользоваться своим перевесом в силах и уничтожить отряд, застав партизан врасплох. И вот ночную тишину разорвали винтовочные залпы. Отстреливаясь, бойцы отряда прорвались сквозь окружение, и отошли в сопки. Не оказалось среди прорвавшихся сквозь кольцо интервентов, лишь одного партизана, Николая Мясникова, он был ранен в перестрелке и остался в одной из крестьянских хат.

Вот, что о его дальнейшей судьбе рассказали крестьяне, свидетели разыгравшейся в Свиягино трагедии: «Американцы ворвались в избу  и вытащили раненого партизана на улицу. Они подвергли Мясникова жестокому допросу, но ничего не добившись, зверски казнили: сначала отрезали ему уши, затем нос, руки, ноги - живого изрубили на куски».

Подобные зверства, творимые интервентами, не останавливали партизан. Об этом говорит еще одна операция, проведенная бойцами отряда Морозова.

В конце апреля партизаны совершили очередной налет на разъезд Краевский. После короткого боя с американским отрядом была порвана телеграфная и телефонная связь, уничтожено оборудование, а так же захвачено имущество из нескольких вагонов, стоявших на разъезде.

«Прошло несколько часов, - вспоминает партизан А.Ф. Яценко, - американцы, охранявшие линию железной дороги, догадавшись, что связь с Краевским прервана не случайно, снарядили поезд и отправили на нем  роту своих солдат. Овладев  разъездом, американцы начали чинить жестокую расправу над крестьянами и железнодорожниками. Всех попавших к ним в руки они беспощадно избивали резиновыми дубинками». Подобная участь ждала и жителей других сел Успенской волости, в которых активно действовали партизаны.

Задачей следующей, операции, проведенной партизанами, было взорвать мосты между Каулем и Шмаковкой, разрушить телеграфную связь между Каулем и Краевским. А также испытать на прочность американскую охрану станции Шмаковка, попытавшись отобрать у них оружие. Нападение проводилось силами всего отряда. На разъезде Кауль разгорелся скоротечный бой, в котором погибло два партизана. Были потери и со стороны американцев. Оружие было захвачено. Из села Авдеевка к партизанам присоединилось шесть человек с винтовками. На станции Шмакова был остановлен эшелон с обмундированием, мануфактурой.

Эти очередные богатые трофеи явились яблоком раздора среди руководства партизан. Гурко, как человек анархистских взглядов требовал разделить добычу. Позицию Гурко поддержан и Степан Шербанюк. Левый эсер Думкин и остальные члены штаба предлагали часть захваченного имущества раздать крестьянам, а остальные трофеи отправить на партизанскую базу. В результате партизаны не нашли общего языка и отряд раскололся. Часть отряда ушла с Думкиным в район Бельцово-Марьяновки, а другая осталась в районе Васильковки и Руслановки с Гурко.

Об Иване Гурко, ярком представителе революционных сил Приморья, фигуре колоритной  и, в тоже время  очень противоречивой, необходим отдельный рассказ.

Продолжение:
Дальневосточный батька Махно

Материал обновлён 09.07.2020

Понравился ли вам этот материал?

Да Нет
0 человек считают материал интересным

Больше новостей в Telegram @kirovskydv
Аватар serhio_deni serhio_deni
Публикация материала
0 комментариев
Добрый вечер Гость, расскажите первым что Вы об этом думаете?