Взятие Успенки, Ольховки, Руновки и Антоновки

История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.

3 августа начали действие бронепоезда. Их огонь был настолько точен и грозен, что противник оставил позиции на сопке Медвежьей, а 4 августа были выбиты бронепоезда белочехов со станции Шмаковка. Линия фронта продвинулась на 40 км южнее станции Уссури. Инициатива прочно перешла в руки Красной Армии и командование Уссурийским фронтом начало разрабатывать план окончательного разгрома белочехов с выходом за линию Успенка — Шмаковка.

 Штабом фронта были разработаны операции по глубокому обходу противника. Правый его фланг должна обойти группа И.Шевчука, которой была поставлена задача — после занятия Успенки переправиться через Уссури, разгромить базу чехословаков у монахов на пасеке вблизи Крыловки и, двигаясь по таежным деревням: Марьяновка, Озерное, Бельцово, Яковлевка, пополнив свой состав за счет крестьян-бедняков, по Яковлевскому тракту выйти в район Спасска. В этом районе группа Шевчука должна была соединиться с обходящей правый фланг белых группой Г. Шевченко, которая должна была выдвинуться на пароходах по реке Сунгач в район озера Ханка и высадиться юго-западнее Спасска. Одновременно с этим был задуман план еще одного обхода левого фланга противника по пересеченной местности левого берега Уссури. Эту задачу должна была выполнить левая колонна Флегонтова.

 Белочехи, находясь под угрозой обходов, начали отступать, взрывая за собой мосты и железнодорожный путь. Медлить с развитием наступления было нельзя.

 В селах Успенка и Ольховка помимо белочехов размещался прибывший накануне на фронт из Никольска-Уссурийского, получивший боевую задачу 1,5 тысячный Особый казачий отряд во главе с атаманом Калмыковым (кадеты, офицерская сотня и мобилизованные казаки), снабженный артиллерией и пулеметами. Несколько сотен во главе с атаманом находились в Успенке, главные силы белоказаков — в селе Ольховка.

 Считая, что красные не могут взять днем эти деревни, Калмыков, расположивший кавалерию и артиллерию в складках окружавшей Успенку пересеченной местности, тем самым не сосредоточил свои силы в деревне и не занял выгодные высоты.

 Успех взятия Успенки определили удачные действия Хабаровского интернационального отряда Караича, прозванного бойцами Стенькой Разиным.

 Отряд «Разина» состоял из 750 бойцов разной национальности: до сотни венгерских конников несколько десятков китайцев, латыши, чехи, русские горняки и приисковые рабочие из Амурской области (четыре пехотные роты, легкая батарея четырехорудийного состава), эскадрон кавалерии, пулеметная команда из девяти пулеметов, инженерная часть, состоящая из телефонной, телеграфной, саперной и подрывной команд, и санитарный отряд.

 Разведка отряда при помощи местного жителя, красногвардейца Иллариона Ильяшенко, нашла путь в обход застав белоказаков. Утром 5 августа отряд, выдвинувшийся из монастыря к сопке Медвежьей, сумел скрытно преодолеть болото Уссурской пади, а затем выйти на успенские поля в район заимки крестьянина Яроша. От заимки к Успенке тянулся глубокий овраг, по которому и двинулись кавалеристы. При пересечении оврагом дороги, ведущей на станцию Шмаковка, отряд разделился на две группы. Меньшая группа двинулась в сторону села Шмаковка, с задачей выбить окопавшихся там белочехов. Основные же силы отряда, стремясь зайти в тыл успенскому гарнизону белоказаков и белочехов, в свою очередь также разделились на группы. Один отряд пробирался по оврагу, что шел по окраине села, другой, под командованием Василия Стефановича, направился по дороге, идущей прямо в село, с целью отвлечь внимание беляков от первого отряда.

 Наступление на село началось в шесть часов вечера. Пулеметы калмыковцев были сосредоточены на сопке, где располагалась заимка зажиточного крестьянина Попова, прикрывая дорогу из Уссурки, и поэтому фланговый удар и нападение с тыла внесли смятение в ряды успенского гарнизона. Сразу же после красноармейских залпов и дружных криков «Ура!» белоказаки в спешном порядке начали отступать в направлении села Ольховка. Белочехи, видя бегство своих союзников, в панике покинули свои позиции, бросив пулемет, оставив в окопах много боеприпасов, шанцевого инструмента и другого имущества.

 Передовые части калмыковцев во время боя в Успенке потеряли убитыми и ранеными 18 человек и 5 лошадей.

 Батальон Новикова из отряда Караича не выполнил распоряжение об укреплении позиций, а повел самостоятельное наступление на Ольховку. На третьем километре красные бойцы настигли отступавших. В перестрелке было убито трое белочехов. К этому времени белоказаки и белочехи опомнились и пошли в контратаку.

 Обходной отряд Шевчука уже приступил к переправе, но в то время, когда на пароме только успела переправится лишь кавалерия, пехотный батальон, оказавшийся в лощине среди болот, внезапно подвергся ожесточенному огню противника: белочехов, чьи окопы находились на небольших возвышенностях вблизи Ольховки, и успевших спешиться и окопаться белоказаков. Появилось большое количество раненых и убитых. Это вынудило Флегонтова дать приказ Шевчуку прекратить переправу и принять бой всеми находившимися в Успенке отрядами. Благодаря удачной и меткой стрельбе подошедшей на подкрепление к батальону Новикова пулеметной команды Леонова красноармейские части удалось отвести на более выгодные позиции.

 Калмыковцы, расценив этот отход как слабость противника, ночью повели наступление, пытаясь отбить деревню. Но передовые разведывательные части заранее предупредили об этой угрозе. На рассвете началась перестрелка с передовыми частями белых. Они цепью двинулись на позиции красных батальонов по противоположному склону поросшего кустарником увала.

 В десять часов утра полевой караул батальона хабаровских грузчиков Шевчука, несших сторожевое охранение, донес, что со стороны противника заметно движение кавалерии.

 В километре от Успенки в поросшей мелким дубняком и орешником широкой лощине Шевчук организовал засаду.
 Казачий эскадрон спешился и повел наступление в пешем строю. Остальные эскадроны находились в резерве и готовились к кавалерийской атаке.

 Беогвардейская цепь «диких гусар» из офицерской сотни Калмыкова приближалась, не замечая замаскированных в кустах красногвардейцев. Подпустив белоказаков как можно ближе, когда они спустились в ложбину, бойцы Шевчука, открыв с флангов огонь из пулеметов «Максим», бросились на ошеломленного противника в штыковую атаку. Спешенный эскадрон был уничтожен полностью. Эскадрон резерва в панике бросился бежать.

 Тем временем смешанный кавалерийский отряд красных, обогнув правый фланг белоказаков, угрожал им перекрыть пути отхода. Калмыков это учел и начал отводить свои части. Кое-кому удалось уйти, а некоторые калмыковцы, побросав винтовки, прятались в густом орешнике и близлежащем поле ржи. Красные кавалеристы преследовали отступавших до самой Ольховки, по всей дороге находя погоны с буквой «У», срываемые калмыковскими казаками. Как потом выяснилось, красные отрезали две сотни, состоявшие из офицеров и кадетов.

 Бюро печати при Дальсовнаркоме отзываясь о событиях, происходящих на фронте, в своем бюллетене сообщало: «На Уссурийском фронте. По всему Уссурийскому фронту наши войска перешли в наступление. Два доблестных батальона: Хабаровский и Спасский, во главе с товарищем Флегонтовым 31 июля с боем заняли все высоты, прилегающие к переправам у Шмаковского монастыря и у деревни Иннокентьевка. Противник несет большие потери. Настроение войск превосходное. Главнокомандующий Сакович».

 В свою очередь Владивостокские газеты в панике писали: «Австрийские офицеры Сакович и Шрейбер установили на правом берегу Уссури дальнобойные орудия, которые не дали возможности при обороне Каульской сопки развернуться нашим боевым поездам».

 Практически одновременно с выступлением атамана Калмыкова на фронт в тылу Уссурийского фронта активизировались антисоветские силы в Уссурийском казачьем войске. В станице Гленовской 6 -7 августа 1918 г. был созван казаче-крестьянский съезд, руководил которым председатель временного Войскового совета УКВ С. В. Коренев, бывший атаман станицы Сальское. Съезд потребовал прекращения гражданской войны и выдвинул Дальсовнаркому ряд требований, сводящихся к ликвидации советской власти. Для поддержки своих требований и действий против Советов был организован казачий отряд в 300 человек. Одновременно произошло очередное вооруженное выступление и в Бикинском станичном округе. Казаки с помощью железнодорожных служащих захватили бикинский мост, взорвали пути и отрезали фронт от Хабаровска. Восставшие ждали помощи из Маньчжурии. Из Хабаровска против восставших были двинуты 2 отряда с броневиком. Восстание было подавлено, мятежники частью были арестованы, частью бежали в Китай. На состоявшимся в последствии собрании бикинских казаков было решено признать советскую власть и добровольно мобилизовать казаков на ее защиту.
 

 Взятие Каульских высот и бегство противника было поворотным пунктом в военных действиях на Уссурийском фронте. Дальнейшее продвижение войск задерживалось не столько сопротивлением противника, сколько восстановлением железной дороги, разрушенной белочехами, а на левом фланге бездорожьем, так как августовские дожди размыли дороги и реки вышли из берегов. По воспоминаниям Саковича белочехи так стремительно отступали, что не задержались даже у Спасска. Уже у Никольска-Уссурийского их остановили интервентские войска и принудили вернуться обратно. Вот их сводка за 7 августа: " В течение последних двух дней мы потеряли 52 человека убитыми и 120 ранеными. По стратегическим причинам генерал Дитерихс за 48 часов до боя отдал приказ отступать». В газете «Советская власть» за 13 августа сообщалось: «…палачи революции…несут большие потери. На Хабаровском фронте много убитых и раненых. 200 человек белочехов находится под арестом за отказ выступать. В строю осталось 3000».
 
Материал обновлён 09.07.2020

Понравился ли вам этот материал?

Да Нет
0 человека считают материал интересным

Больше новостей в Telegram @kirovskydv
Аватар serhio_deni serhio_deni
Публикация материала
0 комментариев
Добрый вечер Гость, расскажите первым что Вы об этом думаете?