Первые бои с интервентами

История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.

Паническое отступление белочехов и белогвардейцев, неудачные действия пришедших на помощь им разрозненных отрядов интервентов — все говорило о ближайшем разгроме войск мятежников. Так бы, вероятно, и произошло, если бы на Уссурийский фронт не двинулись эшелоны хорошо обученных, отлично вооруженных регулярных японских войск.
 


Японцы, наблюдая за действиями в Приморье американцев, вечных соперников страны Восходящего солнца в экспансии на русском Дальнем Востоке, поторопились собрать свои еще более внушительные силы. Буквально несколькими днями спустя после высадки американского Миддльсекского полка во Владивостоке высадилась 12-я пехотная японская дивизия, которая, не ожидая приведения в боевую готовность, сразу же выдвинулась на фронт. Впрочем, японцам из-за стачки, организованной железнодорожниками, от Владивостока до Никольска-Уссурийского пришлось добираться пешим порядком, что несколько оттянуло их выступление на фронте. Командующий дивизией генерал Оой своей главной квартирой избрал Никольск-Уссурийский, а начальник штаба генерал Танака занял позицию у Свиягино. «Принимая это решение (о вступлении в боевые действия), — объявляло Токио, — японское правительство по-прежнему исполнено желания развивать прочные дружественные отношения, и остается верным своей политике уважать территориальную целостность России и воздерживаться от какого бы то ни было вмешательства в ее внутренние дела».
Японское верховное командование заботливо снабдило японских солдат, готовившихся к экспедиции в Сибири, русскими словариками, в которых против слова «большевик», объясненного как «барсук», значилось: «подлежит истреблению».
Генерал Оои сразу же установил свой штаб в Никольске-Уссурийском, его начальник штаба, генерал Канака, занял свое место за линией союзных воск на Свиягино, используя их в качестве прикрытия для развертывания частей дивизии. Японцы приняли на себя все командование войсками интервентов.

Майор Пишон сообщил Уорду о том, что он позвонил японскому генералу в Никольск, описав новую ситуацию на фронте, и попросил его выделить достаточно сил в район Свиягино, чтобы помочь союзникам. Чуть позже Пишон доложил, что японский командующий попросил командующих Союзными войсками приостановить отход с позиций. Сам он обещал выдвинуться с батареей артиллерии и одним батальоном пехоты, чтобы восстановить позиции на Антоновке на правом фланге. И что союзники не должны были беспокоиться об исходившей оттуда опасности.
В результате этого сообщения Уорд приказал бойцам батальона повторно занять свои старые позиции, а к 9.30 англичане выполнили приказ японского командира.
Вернувшись на старые позиции, англичане попытались выяснить направление движения японских батальонов, чтобы осуществлять в случае необходимости взаимодействие с ними. Но к полному своему удивлению они вдруг выяснили, что японцы не начали выдвижения с исходных позиций, и даже не собираются этого делать, и что Союзные войска должны сами позаботиться о собственной безопасности. Но отход за линию японских войск предполагал отказ от дальнейшего участия в операции.
Первое обещание помощи и ее отмена поставило союзников в чрезвычайно опасную ситуацию. Они уже оставляли свои позиции один раз, и ничего, кроме отсутствия бдительности со стороны их противника, не помешало им вновь занять их без боя. Но все их маневры должны были замечены, и хотя противник не понимал их, но если он не воспользоваться всеми полученными преимуществами в первом случае, то это не означает, что в этот раз он позволит англичанам уйти так же легко. Уорд и его офицеры склонны были считать, что они были принесены в жертву, чтобы дать свободное поле для маневра японских войск или для иных целей, которые они не могли понять.
Посовещавшись, Уорд и Пишон пришли к выводу, что возложенное на них доверие со стороны японского командования предполагает и определенные усилия с его стороны. Если бы британские или американские войска развертывались в тылу союзников, они бы не задерживались, так помощь с их стороны была нужна незамедлительно.

В это время левый обходной батальон Шевчука в составе роты хабаровских грузчиков, китайских и корейских рот, а так же группы большевиков-агитаторов не успел выйти в назначенный район, задержавшись на переправах, и увлекшись формированием новых отрядов. Тем самым Шевчук потерял связь с фронтом. Сакович приказал выделить новый отряд из группы Флегонтова и направить его в обход станции Свиягино для того, чтобы взорвать мост в тылу у противника и захватить его бронепоезда.
Так как от Шевченко и Шевчука сведений не поступало, Штаб фронта в это время стал держать курс на медленное наступление в центре и на более длительную оборону, чтобы дать возможность обходным отрядам Шевчука, Флегонтова и Шевченко нанести удары врагу слева и справа. Но скованность белых на главных позициях понуждала к активности и красные отряды.
20 августа центральная группа войск красных, двигавшаяся вдоль железной дороги, с целью отвлечь внимание противника и тем самым облегчить продвижение обходным отрядам, повела фронтальное наступление на Краевский, Комаровку поддержанное сильным огнем 8 бронепоездов.
Красные в течение сорока восьми часов отремонтировали мосты и прочие коммуникации, и их бронепоезда осторожно выдвинулись к Краевскому.

Чтобы предотвратить угрозу обхода колонны красных, батальон чешской пехоты переместился из Свиягино к Антоновке, тем самым прикрыв тыл отходящих к Духовскому войск союзников, которые решили создать близ этого села новую линию обороны, позволившую подразделениям 12-й японской дивизии на Свиягино продолжать их развертывание за спиной у союзных войск, и если красные продолжили бы свою тактику глубокого обхода, то им пришлось бы, волей или неволей, вступить в бой с японцами. Что, впрочем, и произошло в дальнейшем.
С прикрывавшими отход войск бронепоездами англичан произошла ожесточенная артиллерийская дуэль, которую благодаря большей численности орудий выиграли красные. Матросы с «Суффолка» прежде чем их бронепоезд отошел к Духовскому, взорвали мост и испортили достаточное количество железнодорожного полотна.
Красногвардейцами у разъезда Краевский были взяты в плен трое французских солдат, находившихся в ночном патрулировании (капрал Валентин Габриэль и рядовые Жозеф Август и Жюльен Рагио) и один британский солдат.

Первые серьезные столкновения красных отрядов с британцами произошли на левом фланге фронта, у села Комаровка, где был разбит находившийся в арьергарде британцев батальон шотландских стрелков. Шотландцы отступая, оставили на поле боя убитыми 82 человека. Алексей Флегонтов писал своим бывшим коллегам в Хабаровский учительский дом: «Всем, всем! Всем друзьям и товарищам! Весело у нас на фронте. Вчера разбили какую-то часть иностранцев. Они, удирая, побросали убитых и раненых в коротеньких клетчатых юбках. Мои красноармейцы еще сегодня ржут над новыми войсками, примеряют юбки. Приезжайте, девчата, человек около сотни оденем. Шерсть добрая, английская…».
Командование Уссурийским фронтом в очередной раз убедилось, что против советских войск действуют объединенные силы союзников. Сакович срочно уведомил об изменившихся обстоятельствах Дальсовнарком, который первоначально скептически относился к возможности выступления союзных частей. Но пока что Союзные отряды, по воспоминаниям полковника Уорда, терпели неудачу за неудачей из-за несогласованности, неналаженности командования, соперничества между командирами.
А отряды красной армии продолжали вести фронтальное наступление на Духовскую и Зеньковку. Броневики союзников стояли перед мостом у Духовского, часть их пехоты отступала на Свиягино, а часть держалась еще с броневиками у Духовской.
Слева от железной дороги находился батальон чешской пехоты. Пулеметная команда Мидльсекского полка британцев, имевшая в своем распоряжении четыре «Максима» находилась справа. Лесистые склоны, ведущие к Духовскому, были заняты французским и японским батальонами пехоты, чьи позиции выходили за пределы деревни. Правее Духовского, у Никитовки, с достаточно большим разрывом в обороне находился батальон 5-го чешского полка и казаки Калмыкова. Все войска Союзников находились под личным командованием майора Пишона.

После того, как Никитовка была занята передовыми частями левофланговой группы, Флегонтову была поставлена задача — вместо задержавшегося отряда Шевчука в ночь на 21 августа выделить обходной отряд в направлении на село Белая Церковь и далее в сторону Свиягино, чтобы взорвать мосты в тылу белых и тем самым отрезать пути отступления для броневиков, находящихся у станции Духовская. Основные силы Флегонтова должны были захватить бронепоезда противника и продолжить наступление.
Отряд под командованием Новикова, выделенный для обходного маневра, помитинговав несколько часов, идти отказался. Флегонтов был вынужден оставить командование флангом Клиндеру и сам повёл этот небольшой отряд, решив, что задача очень важная. О своем поступке Флегонтов донес штабу. Но все же продвижение обходного отряда задержалось.
Рано утром 21 августа разведка, посланная из Никитовки, в пяти километрах от села столкнулась с неприятельской. Вот как об этом вспоминал А. Флегонтов: «…Бойцы мне доложили:
-Мы, товарищ Флегонтов, столкнулись с гадами.
-Какие же это гады?
-Нас встретили какие-то гады. Они носят такие же красные ленты, как и мы, и мы думали, что это наши. Подошли вплотную, а они нас обстреляли. Мы тоже стрельнули. Когда подошли к убитому, то оказалось, что эти гады не то китайцы, не то корейцы, а может, японцы.
Я решил убедиться, с кем имею дело. Сообщив отряду, что наталкиваемся, видимо на японские части, я предупредил, что бороться уже будем с международной буржуазией, и наше дальнейшее наступление может быть осложнено всевозможными неожиданностями. Хотел предупредить возможную панику в батальоне. Но бойцы заявили, что им безразлично, какая буржуазия: „Веди нас в бой, мы пойдем дальше"…». Сообщение о прибытии на боевые позиции японцев было отправлено в Штаб фронта.
Вступление в боевые действия интервентов серьезно осложнило положение левофланговой группы. «Японцы будут наступать крупными силами. Нужно готовиться к обороне», — к такому неутешительному выводу пришел Флегонтов.
Утром 22 августа части 12-й японской дивизии начали продвигаться от Свиягино к Духовскому и развернулись сразу на новой линии обороны. Как это принято в японской тактике, японцы к началу вечера начали широким обходом обволакивать в позиции красных.

Но пока японцы еще не вступили в бой, хладнокровно продолжая свое развертывание за линией чешских и британских войск, весь день 22 августа продолжалось фронтальное наступление красных на Духовское и Зеньковку, соединенное с движением обходного отряда Флегонтова к станции Свиягино. Чехословакии, французы, британцы и белогвардейцы были охвачены полукольцом с трех сторон. Сакович, слегка оправившийся от болезни, был готов действовать решительно, он использовал всю артиллерию и огонь броневиков для бомбардировки Духовского, где прочно засели основные силы белочехов и британцев, которые, по воспоминанию В. В. Саковича «…строчили из пулеметов даже с колокольни. Канонада, пулемётная и ружейная трескотня с обеих сторон были ужасные, принимая во внимание небольшое протяжение фронта». Для союзных войск создалась реальная угроза окружения. Они, оставив хорошо вооруженную часть для прикрытия, начали бросать свои позиции и отступать. Была уже намечена эвакуация чехословацких частей из Спасска. Прибывшие на фронт из Владивостока рабочие в беседе с Саковичем рассказали ему о том, что все госпитали и лечебные учреждения города были переполнены ранеными в боях белочехами, которых продолжали беспрерывно подвозить.
Главком фронта со своим штабом приступил к разработке плана окончательного разгрома противника: ожидался удар экспедиции с озера Ханка в направлении между Спасском и Никольск-Уссурийском, левый фланг нацеливался в дальнейшем на Анучино-Сучан, а центральная группа войск должна была выйти на станцию Раздольная.
Владимир Сакович телеграфировал в Дальневосточный Совет народных комиссаров: «Доблестная Красная Армия делается совершенно не уступающей технически европейской, а по отваге превосходит ее, что доказано на деле».

 

 

 

 

Материал обновлён 09.07.2020

Понравился ли вам этот материал?

Да Нет
0 человека считают материал интересным

Больше новостей в Telegram @kirovskydv
Аватар serhio_deni serhio_deni
Публикация материала
0 комментариев
Добрый вечер Гость, расскажите первым что Вы об этом думаете?