История парома и строительство моста через реку Уссури |
|
Содержание История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.
Историческая справкаПервое упоминание о паромной переправе через р.Уссури, протекающую по территории Кировского района, встречается в распоряжении № 15 Кировского райдоротдела от 22 апреля 1940 года, в котором на должность паромщика, построенной переправы принимается Смолянский Федор Корнеевич. Это было большое событие для граждан района, т.к. паром соединил два берега реки между районным центром и заречными сёлами. До его появления все добирались «в окружную (52 км)», через с.Иннокентьевка Лесозаводского района. С началом работы парома это расстояние сократилось втрое. Паром обеспечивал круглосуточную связь между берегами для переправы граждан, техники и транспорта. Перемещался при помощи каната, идущего поперек, реки, с помощью лебедки. Для причаливания к берегам, были построены пристани. С развитием сельского хозяйства, увеличением численности населения, образованием новых предприятий и организаций нагрузка на паромную переправу в разы увеличивалась. Паром всё меньше справлялся с возросшей нагрузкой, что сдерживало развитее зареченских сёл. Вопрос о строительстве моста через р.Уссури, стоял на повестке дня годами. В 1975 году Председатель крайисполкома Штодин Илья Иванович баллотировался кандидатом в депутаты Верховного Совета по Спасскому избирательному округу. На встрече с избирателями Кировского района жители дали ему наказ, оказать помощь в строительстве моста. По его просьбе, Хабаровский проектный институт выполнил и изготовил технико-экономическое обоснование строительства моста через р.Уссури. Сначала проект признали не рентабельным, однако строительство моста не снималось с повестки дня. Руководители района ежегодно поднимали этот вопрос. Прошли годы. Многое изменилось. Только тогда когда в 1987 году Председателем райисполкома Кировского района стал Кулинич Анатолий Иванович, вопрос наконец-то был решён. Благодаря его настойчивости, кропотливому труду, умению убедить краевое руководство. Проект был признан рентабельным и в 1988 году был дан старт начала строительства моста. На протяжении всего строительства возникало много проблем, которые приходилось решать на ходу. Мостостроительной организации помогали многие строительные организации района. Но несмотря на все трудности 30 ноября 1991 года мост через р.Уссури был сдан в эксплуатацию.
Статья в газете Сельская новь от 23.03.88Строится мост на Уссури Алексей Федорович Чернуха —начальник участка на строительстве моста через реку Уссури. Как идут дела на этом важном объекте района — волнует, пожалуй, каждого кировчанина, а зареченцы так до сих пор, как они говорят, сглазить боятся. Рассказать обстановку на строительстве моста ваш корреспондент Е. Коровицкая и попросила А. Ф. Чернуху. —Сейчас уже не сглазят. Вы сами видите, как за месяц поднялись вверх сразу две русловые опоры — самые трудные для нес. Сейчас до ледохода нам нужно срочно забетонировать на них ригеля. На обоих опорах уже не получится, успеть бы хоть на одной. А вообще в плановые сроки строительства мы укладываемся, так что в 1991 году мост у кировчан будет. —Но, насколько помню, была обещана его досрочная сдача, к 7 ноября 1990 года. Это уже нереально! —Возможно, досрочная сдача и будет, но я сомневаюсь. Мы потеряли много времени зимой, как раз на строительстве двух русловых опор — не получился планируемый способ их постановки вымораживанием. Пришлось всё «переигрывать» на ходу, а на это понадобилось время. И теперь, несмотря на беспрерывную работу в последний месяц, набрать прежние темпы будет тяжело. Плохо и с поставкой металла, который с перебоями поставляет наша Уссурийская база, а также Московский завод металлоизделий (дело в том, что только он один выпускает специальные конструкции для строительства мостов). А последние два дня подводят ваши энергетики — отключают электроэнергию, и мы не можем выдать достаточное количество бетона. —Только что главный инженер вашей организации проверял качество выполненных вами работ. Было ли сказано что-либо насчет появившихся трещин на этих опорах! — Собственно поэтому он сюда и приехал. Не скрываю, это брак в нашей работе. Но он не столь существенней. Дело в том, что опоры окольцованы так называемой бетонной скорлупой, на которой и появились трещины. На устойчивость моста это не повлияет. Но будем, конечно, их «залечивать». —Здесь очень много техники. —И этого количества все же не хватает. Машин с Уссурийской автоколонны для отсыпки площадки под сборку конструкций недостаточно. Необходимы также два трактора «Беларусь». Нам оказывают помощь местные организации, а такие, как автоколонна № 4 треста «Лесозаводскводсрой», совхозы «Комаровский», «Кировский», «Преображенский» стали нашими постоянными помощниками. Их техника работает здесь всё время. Помогали некоторое время и многие другие предприятия, но сейчас их пыл несколько охладился. А сейчас для нас дорога каждая единица техники. Большую помощь оказывает районный комитет партии, лично первый секретарь, без которого, если честно признаться, нам не удалось бы выполнить работ даже на 30 процентов. А пока, я повторюсь ещё раз, нам срочно нужно отсыпать площадку под сборку конструкций. Хотелось бы попросить всех руководителей предприятий и организаций района помочь в скорейшей отсыпке, не допустить отставания плановых работ строительства.
Статья в газете Сельская новь от 23.04.89Будет мост через Уссури Эти снимки были сделаны нашим фотокорреспондентом Б. Михайловым на строительстве моста через Уссури в последние дни перед началом ледохода. За месяц изменилось здесь многое. К русловым опорам, конечно, уже не подступиться, что не успели там сделать мостостроители — будут заканчивать следующей зимой. Сейчас все работы —на берегу. Техники и людей намного поубавилось, и по сравнению с мартовскими днями эта строительная площадка теперь кажется почти пустой — нет той колонны машин из Уссурийска, что были задействованы на отсыпке площадки для сборки конструкций. Если начать с худшего, то бригаде монтажников предстоит много дополнительной работы: нужно переделать первую, береговую опору (на снимке видны ее вертикальные стойки). Дело в том, что проезжая часть моста была запроектирована меньшей ширины, а когда эта береговая опора уже была почти смонтирована, проектировщиками было решено расширить мост. — Хорошо, что мы еще на правом берегу такую опору не поставили, — с иронией произносит мастер участка Ф. Е. Ложкин, — з то пришлось бы еще больше бетона долбить. Ушло впустую труда немало, обидно всем, кто здесь трудится. Но ничего не поделаешь. Завтра приедет автор проекта, будет помогать нам разбираться. А пока продолжаем строительство второй и третьей опор, а также работаем на правом берегy. Для трех опор там положен подводный бетон, а на остальных будем заниматься, когда немного спадет в реке вода: песчаный грунт не дает сейчас там возможности работать в полную силу. Отсыпают площадку для сборки конструкций теперь машины только ДРСУ, с которым заключили мостостроители договор. Отсыпать, как говорит Федор Егорович, предстоит еще много, отсыпана ее только десятая часть, так что сновать небольшим машинам ДРСУ здесь еще долго. Строится рабочими ДСУ-5 и обводная дорога от моста для грузового транспорта, проходящего через поселок Кировский. Она огибает поселок, выходя на трассу Хабаровск—Владивосток уже где-то в районе Острой сопки. Строящаяся дорога сразу разгрузит улицу Набережную, по которой сейчас движется этот грузовой поток, заставляя жителей многоэтажек с тревогой отпускать на улицу своих детей. Трудна работа у мостостроителей — за сотни километров от дома, семьи, зимой — на жгучем морозе, летом — на томящей жаре (вспомним прошлогоднее лето). —Трудно у нас сработаться, войти в наш разъездной режим, соглашается Федор Егорович,— немало тех, кто не выдерживает, несмотря на хорошие заработки. Но много на предприятии и ветеранов это, как правило, все специалисты, рабочие опытные, выносливые. Так получилось, что вы сфотографировали членов бригады, которые работают у нас отлично, но не много. Трое монтажников — Геннадий Федорович Попов, Владимир Федорович Волчун и Павел Петрович Гостевский трудятся по шесть лет. В их практике уже есть сданные в эксплуатацию мост через реку Малиновка в Дальнереченском районе, там же мост в районе Любитовки. Как правило, у всех этих монтажников eсть смежные профессии — бетонщиков, сварщиков. Олег С. (первый справа) пришел в бригаду только год назад, так что только познает азы нашей профессии. Спрашиваю, какие объекты кроме этого моста, возводят строители. — Сейчас другие бригады строят два небольших моста в Михайловском районе, в Пограничном районе, а также в самом Пограничном совместно с китайской бригадой мостостроителей. Объектов много, но самый крупный — это, конечна мост через Уссури: самый длинный и с большим количеств земляных работ. Поэтому начальство наше бывает здесь чаще чем на других стройках, тщательно ведется контроль. Не нее пристальное внимание и со стороны ваших руководителей района — видимо, настолько надоела вам уже эта паромная переправа. Как ни на каких других участках нашего управления, здесь оказывается большая помощь местными организациями. В последнее время часто помогали механизмами, отсыпкой грунта коллективы МСО, ПМК-37, бывшей ПМК-29. Общими усилиями со строительством этого объекта справимся. Е.МУРАВЬЁВА
Приемка моста статья в газете Сельская новь 30.11.1991г.Мост о котором так долго мечтали, в строю Конечно, было красиво. Была алая ленточка, перетянутая через весь огромный мост, соединивший берега Уссури возле райцентра, и торжественный момент ее разрезания на кусочки, вторые потом брали на память строители-мостовики. И много, очень много слов благодарности им, пожеланий. Была и строгость, тем не менее, государственной комиссии по приемке моста в эксплуатацию, уточнение недоделок, пусть даже и мелочных, незначительных по сравнению с масштабом такой стройки. А в то время, когда заседала эта строгая комиссия, председатель райисполкома А. И. Кулинич пролил свет на начало этого строительства, напомнил момент, о котором почти все уже забыли. Оказывается, еще в начале 70-х годов на выборах народного депутата, председателя тогдашнего крайисполкома Штодина, кировчанами, собравшимися на встречу с ним в еще старый Дом культуры, был дан наказ о строительстве этого моста через Уссури. Надо сказать, что мост волновал жителей нашего района во все времена, и во все времена эту проблему как могли, старались решить. Будущий народный депутат понимал, что строительство моста он «выбить» в верхах вряд ли сможет, там как мост по всем меркам был нерентабельным, и мало вероятно, чтобы в то время такую стройку разрешили. Но он пообещал, что техника-окономическиe расчеты для строительства будут все же выполнены. И вот тогда через много лет из уст М. С. Горбачева раздались слова о том, чтобы большее внимание оказывалось социальной сфере, руководители района опять подняли проблему строительства моста. И тогда были найдены все документы по технико-экономическим расчетам сделанным — обещание депутата было выполнено. Но мост все равно был нерентабельным. Споры и споры в высоких краевых кабинетах, огромная помощь конструкторов, которым по ходу строительства потом пришлось его снова переконструировать в срочном порядке, помогли делу. А когда в 1988 году мы увидели на реке первых строителей, оборудование, то все равно в такой скорый и благополучный исход мало кому верилось. Всем знакомы трудности на стройках такого масштаба, да еще если они н находятся где-то в отдельно взятом районе. Сколько людей, проезжая рядом со стройкой через реку, безнадежно махали руками: «Видите, как они строят? Никого не видно. Может детям только придется поехать впервые». Действительно, в первое время, после нескольких месяцев напряженной работы, стройка вдруг встала. Оказалось, у строителей-мостовиков из Уссурийска просто не хватает мощностей для строительства моста такого размера. Хорошо, что на помощь вовремя пришел мостоотряд № 26 треста «Мостострой-8» из Комсомольска на Амуре. С начальником участка Г. Ф. Кослщыным, с которым мы во время строительства встречались не раз, беседуем теперь уже в последний: — Вы работали в нашем районе долгие месяцы, и, наверное, не раз вам требовалась какая-то помощь. — Без всякого преувеличения скажу, что где бы мы ни строили, особенно в вашем крае, кировчане нам помогали как никто другой. Такого отношения к строителям мы нигде еще не видели — так велико было, наверное, ваше желание иметь этот мост. - Какой бы вопрос мы ни поднимали, нам тут же его помогали разрешить — и в ремонте техники, оборудования и, особенно, в снабжении продуктами питания. Из Комсомольска же не будешь возить, да и нечего. Поэтому здесь нам иногда отдавали буквально последнее. Особенно в совхозах «Марьяновский» и «Преображенский», в райпо. Нам повезло, что нашлись такие строители. Об этом нам, кировчанам, говорили все. У комсомольских мостовиков кадры очень квалифицированные, опытные, те, что осваивали еще мосты на БАМе. Отличная техника, высококлассное, мощное оборудование тоже, во многом сыграли роль. Даже когда пол года на последние два пролета не поступали из центра страны (и уже опасались, честно говоря, что в таком хаосе мало что поступит) металлоконструкции, а в сентябре месяце они, долгожданные всеми, наконец пришли, то эти строители успели все же уложиться в назначенный срок. Правда, здесь они уже больше благодарят погоду, что дала им теплые дни для завершения строительства. Выступавших в этот торжественный момент было много. Они говорили о том, что зареченские женщины не будут теперь рожать в машинах, дети будут вовремя приезжать на каникулы и праздники к родителям, совхозы — не тратить тонны и тонны лишнего горючего для поездок в окружную, и что вообще зареченская сторона наконец-то не будет «зоной». А она действительно таковой и была — самые бедные, нищие и неухоженные села — именно здесь, за речкой, это известно всем. Так что мост, говоря словами председателя райисполкома А. И. Кулинича, огромное событие в социально-экономической жизни этих сел, да и района в целом. И еще об одном хочется оказать. Все таки мы, кировчане,- люди удачливые. Задержись совсем немного мы с этой стройкой - окончания ее нам не видать вовек при таком экономическом разладе в стране, как сейчас. Кусочек ленты, которую раздавали на память строителям, я взяла тоже — в районный музей Е. МУРАВЬЕВА
Другие фотоВажно! Если у Вас имеется дополнительная информация, пожалуйста, поделитесь ей. Можно оставить в комментариях или прислать нам по ссылке Больше новостей в Telegram @kirovskydv
| |
10 комментариев | |
Сергей Денисенко ,
11.03.2021
Александр Грицаюк ,
11.03.2021
Сергей Денисенко ,
11.03.2021
#1
Сергей Денисенко ,
25.02.2021
Сергей Денисенко ,
25.02.2021
Сергей Денисенко ,
25.02.2021
Александр Грицаюк ,
11.03.2021
#1
Сергей Денисенко ,
11.03.2021
#2
Александр Грицаюк ,
11.03.2021
#1
Сергей Денисенко ,
11.03.2021
#2
| |