История села Хвищанка

История Кировского муниципального района — Твой район. Твоя история.

На фото: Стела с. Хвищанка
На фото: Стела с. Хвищанка

Наше село Хвищанка (В.-Шетуха) образовалось как постоянное селение в 1907 году.
 Его основали выходцы из Киевской и Сумской губернии России. Первыми жителями села были:
 Гвоздик Нестер Петрович, Гвоздик Домна Степановна, Заливаха Андрей Абрамович, Заливаха Лукерья Анисимовна, Скиба Ольга Дмитриевна, Пономоренко Ефросинья Трифовна, Пономаренко Сергей Прохорович.

Из рассказа Гуз Герасима Петровича: (сторожил села, один из первых жителей)
«На месте села ничего не было, только звериные тропы, густой лес, да речка. Понравилось это место людям, решили здесь и остановиться. И начали корчевать лес, копать землянки и строить дома. Вокруг была вековая тайга, соседи жили рядом и не видели друг друга. Лишь стук топоров, да грохот падающих деревьев, говорили о том, что здесь живут люди. Нередко через селение проходили стада диких кабанов, вытаптывая посевы.
Все новые и новые переселенцы приезжали, строили дома, обзаводились хозяйством — селились прочно, навечно».

Вербовкой переселенцев, выделением земли занимался Иманский переселенческий Комитет.
 В первые годы поселение называлось «Николай Львович» в честь начальника переселенческого отряда и первого старосты села. Первая партия переселенцев насчитывала 15 семей
 Проходили годы. Многие не прижились, на их места селились новые, и только первых держало крепко это место.

Затем селение получило название Верхнее-Шетухинское, потому, что расположено в верховьях реки Шетухэ (р. Крыловка). «Ше-ту-хэ» в переводе с китайского языка звучит как — «Мечом Секущая Река».

Из рассказа Гвоздик Домны Степановны: (сторожил села, один из первых жителей)
«Мы приехали на Дальний Восток в 1909 году из Сумской губернии. Когда сошли с поезда, у нас осталось 16 копеек. Дорога была только от Успенки до села Крыловка. А дальше дороги не было. В Крыловке наняли быков. На них добрались со своим нехитрым скарбом до Верне-Шетухинского. А затем семье пришлось отрабатывать на поле за наем быков. Вслед за нами приехало еще семь семей. Новое место пришлось по душе прибывшим. Мужчины стали возводить жилье. А женщины и дети корчевали деревья и кустарники для огородов и полей. За одну весну мы раскорчевали 22 сотки земли. Чтобы заработать зерно для посева ходили на отработку в с. Крыловку. Работали с утра до позднего вечера. Проработав лето, заработали 70 пудов: пшеницы, овса и проса.
 Нам дали 200 рублей пособия на двоих. На эти деньги мы купили 2 пары быков. Хлеб на плохой земле не родил. Ходили в Крыловку за хлебом. Дорог не было, шли по тропинке через лес, по которой ходили китайцы».


Вверх по течению реки, за Голой Сопкой, жили китайцы. Эту местность новоявленные жители называли «Шпиль», за то, что на фоне полей высилась пирамидальная громада сопки Лавровая. В селение они приходили продавать свои товары. Жители покупали растительное масло, муку, шелк, бумагу, порох и другое. У поселенцев закупали орехи, голубику, табак, мед и т. д. Китайцы-же на этих землях выращивали рис и мак, занимаясь контрабандой опиума.
 Через несколько лет начал родить первый хлеб. Все население было очень радо, так как хлеб давал возможность к стабильному существованию. Также помогало изобилие рыбы в реках, в лесах было много ягод, орехов, грибов и множество зверья. Начали появляться зажиточные семьи.

Из рассказа Лозненко Анастасии Семёновны (пенсионер, бывшая активистка села)
«По рассказам отца, мы приехали в село в 1910 году из курской области. Его родители: Колесников Александр Иванович и Колесникова Мария Ивановна приехали с семьей брата Колесникова Михаила Ивановича.
 Вместе с ними с Курской области приехали Валяевы, они решили остаться в Успенке (Кировка), а также семья Селютина Ивана Ивановича. Сразу поставили временное жилье — землянки, шалаши.
 Корчевали, готовили лес, строили жилые дома, хозяйственные постройки. Когда обустроились, поехали в Успенку и оба брата купили по лошади. Потом объединились и помогали друг другу садить и пахать.
 Вскоре появилась первая улица, вдоль которой шла осушительная канава, ее вручную копали все жители. Выведена она была в русло реки. Вновь прибывшие заселялись по другую сторону Канавы».

Эта небольшая речушка по прежнему течёт через всё село, однако названия ей никто не давал, и она исстари так и осталась с именем — Канава.
 В анкете переселенческого Управления за 1910 год о поселении В.-Шетухинский находим следующие данные. В селении проживают 103 семьи. Мужского пола 299 человек, женщин- 234. Жилых построек — 91. Крупнорогатый скот: волов-104, коров -32, лошадей-25. А также при селении существовала ветряная мельница.
 Основным занятием населения являлось сельское и лесное хозяйство. Безлошадные и безземельные крестьяне являлись объектом кулацкой эксплуатации. А также вновь прибывшие попадали в кабалу к кулакам, получая от них карликовые участки на условиях арендной платы, а в иных случаях нанимались батраками.

В лесу население работало не охотно, потому что они были хлеборобы. В основном на заготовке леса работали наемные рабочие. Постепенно крестьяне стали приобщаться к труду лесозаготовок. В селе в зимнее время велась заготовка леса подрядчиками
Д. С. Бородина — Кравецким и Гончаровым. Объем заготовки в 3–4 тыс. м3 выполняли 50 рабочих, валка велась вручную. Для трелевки содержались лошади. Летом лес сплавляли по реке вниз до с. Лутковское (ныне г. Лесозаводск). Часть леса перерабатывал на своем заводе Бородин, а часть продавал за границу, в частности в Японию.

Бородин Даниил Сергеевич (? — ?)
Никольско-Уссурийский купец, промышленник. Происходил из крестьян Воронежской губернии, был подрядчиком на казённых работах. Владел лесопильным и деревообрабатывающим заводом близ станции Уссури (Лесозаводск), Даниловской каменноугольной копью (Никольск-Уссурийск). Лесопильный завод соединялся с железнодорожной станцией частной узкоколейной железнодорожной веткой. Член городской Думы города Никольск-Уссурийского (1900 г.). После его смерти (1911 — ?) дело перешло к вдове и сыновьям, образовавшим торговый дом «Наследники Д. С. Бородина».

Первое упоминание о школе появляется в отчетах статистического управления Кировского района за 1956 год. Здесь находим данные, что впервые школа была построена в 1910 году. Первым учителем был Синицкий Иван Федорович. Однако эта школа через несколько лет сгорела. В 1917 году в школе работали две учительницы — мать и дочь (их фамилии история не сохранила).

Многие жители села Верхняя Шетуха были участниками грозных событий гражданской войны. Гой-Благуш Федора Степановна 1898 года рождения в гражданскую войну была сестрой милосердия у партизан. В 1919 году в августе месяце в село Верхняя Шетуха прорвался японский отряд карателей. Партизан в селе в это время не было. Японцы стали делать обыски. Пришли они в усадьбу Федоры Степановны, но ее успели предупредить соседи. Партизанское снаряжение было закопано в землю, а сверху был разложен костер для отпугивания мошки. Все остальное было спрятано в парнике. Начался обыск. Соломенные крыши все были проткнуты штыками. В амбаре впопыхах был забыт ремешок от винтовки. Один из японцев спросил на ломаном языке, показывая ремешок от винтовки: «Твоя барсуки?», что означало — твой муж большевик? Федора Степановна обомлела от ужаса, заплакала грудная дочь на руках. Японец — палач положил штык на язык Федоре Степановне и требовал ответа. Она стала объяснять, что муж служит у Колчака. Японец опустил штык. Беда миновала. И вскоре отряд покинул село.

Из воспоминаний Лозненко Анастасии Семеновны:
«Колхоз образовывался два раза. Первый раз 1929–1930 годах на общем собрании села решили организовать колхоз. Объединилось несколько семей, сдавали половину нажитого (например имея две коровы- одну себе, другую в колхоз и т. д.). Пришло время пахать и сеять, все развалилось, не поделили землю. Местные власти вынуждены были разрешить выход из колхоза.»

Через год-два началась новая коллективизация. Ставка делалась на середняка, который под давлением пошел в колхоз. Образовался колхоз им. Кирова. Первым председателем был Гавоза Филипп Яковлевич.

Из воспоминаний Болсуновской Татьяны Ивановны:
«В хозяйстве были фермы крупнорогатого скота, свиней, овечек, были лошади. Пахали тракторами, иногда лошадьми. Сеяли гречку, овес, сою, пшеницу, просо. А также сажали овощи: огурцы, помидоры, свеклу, морковь, картошку».

Из воспоминаний Лозненко А.С.
«Параллельно коллективизации шло раскулачивание. Ляшенко Петр Иосифович жил с семьей зажиточно, У него было четверо сыновей. Рабочей силой он был обеспечен. Сын решил женится, и они стали строить новый дом. Семья Петра Иосифовича попала под раскулачивание. Новый сруб забрали на школу. Позднее из конфискованных амбаров и сараев построили просторную школу, а старое здание осталось под учительской».

По другим данным, старое здание школы сгорело в 1931 годы по недосмотру. Директором школы был Кошенко Максям Иванович.
 Здание нашей нынешней сельской библиотеки также принадлежало раскулаченным Богочевым, жившим на Голой Сопке. Большая часть раскулаченных была насильственно выселена. Некоторые бежали за границу.

Шел 1931 год. Известно, что это период восстановления разрухи после гражданской войны, что ознаменован он был раскулачиванием крупных хозяйств. Естественно, многие были недовольны такой политикой, но каждый по-своему. Кто-то смирился с таким положением и продолжал трудиться, а кто-то затаил злобу и ушел за границу в соседнюю Маньчжурию. Именно в такой момент в наше село Верхняя Шетуха (старое название села) ворвалась из-за кордона банда мародёров. Возглавляли её братья Шиповские и Валяевы — бывшие местные кулаки. А поэтому настроены они были очень агрессивно к своим бывшим односельчанам. Бандиты бесчинствовали — сожгли документы сельского Совета, разграбили склады и магазин, выискивали прошлых своих обидчиков, взяли под стражу активистов села.

Но, как в сказке о благородном сердце Данко, нашлась горстка храбрецов, которая оказала бандитам сопротивление. Имена этих героев не скрыла история. Это местный учитель Соколов, коммунист Красносельский, кандидат партии Пак и совсем юный комсомолец Алёша Ким. Однако, и они всё же были схвачены бандитами. Под покровом ночи Красносельскому и Соколову удалось бежать, и, понимая опасность ситуации, они устремились за подмогой к пограничникам. Озверев, бандиты жестоко убили Кима и Пака.
 Бандиты понимали безвыходность своего положения и поэтому тщетно старались найти проводника, который смог бы их провести таёжными тропами в село Самарку. Во время их ночёвки в тайге на переходе через перевал их настиг отряд ОГПУ и уничтожил банду, а остатки её разбежались по тайге.

Из рассказа Овчинниковой У. К.
«Бандиты вели себя как этакие „Робин Гуды", раздавая и разбрасывая направо и налево награбленное — отрезы ткани, продукты и прочее. Бандиты мстили новой власти, в которой им не было места — убили коммуниста Пака и комсомольца Кима. Учитель Соколов и коммунист Красносельский сбежали из-под стражи и направились за помощью к пограничникам. Пришедшими с ними отрядом ОГПУ банда была разгромлена».

Из рассказа Лозненко А. С.
«Церкви в селе не было. А семья Колесникова Трофима Михайловича (моего дяди) была набожная. Поэтому дядя каждое воскресенье и праздники на лошади ездил в с. Успенку. Позднее батюшка приезжал в село, проводил службу, крестины в доме Трофима Михайловича. После нападения банды на село, батюшка больше не приезжал.
 Мужчины работали, кто в колхозе, кто в леспромхозе. Зимой заготавливали лес, а весной и летом были на сплаве леса.
«Вербованным» леспромхоз строил дома, около реки Белой. Там были магазины, баня, столовая. А также работала пекарня для работников леса. Заправлял магазинами и пекарней ОРС. Так же как и колхоз, они сажали овощи, картофель, затем овощи солили, некоторые хранились в овощехранилище. Позднее появилась свиноферма. Все эти продукты шли в столовую для рабочих. Вскоре образовался целый рабочий поселок. Между собой его называли «На Домиках».

В конце 60-х годов все оставшиеся там жилые дома были перевезены на территорию основного села. Но и до сих пор на этом месте можно найти остатки кирпичей от бывших печей, куски проволоки и домашней утвари, а в заросших кустарником полянах угадываются контуры бывших огородных грядок. Осталось только оригинальное название местности — «На Домиках».

Из рассказа Болсуновской Т. И.
«В колхозе овощи собирали и сдавали заготовителю. Первые свежие овощи сразу забирали и увозили на станцию Шмаковка, а оттуда дальше. Позднее оставшийся урожай сами солили в бочки, картошку, свеклу, морковь закладывали в овощехрантлище. Затем по надобности отправляли на Шмаковку.
 Молодежь помогала колхозу. Ребята лет с пятнадцати все работали на прополке зерновых и овощей, а также помогали грести сено. Их увозили на полевой стан, где они и жили. Там стояли бараки. Там же жили, работали и питались. Домой приезжали на выходные и когда шли дожди.
 В колхозе была своя пасека, находилась она за Голой Сопкой, работал там Шевченко Нестор. Я работала на общих работах (куда пошлют). Для колхозников пекли хлеб на дому, из своей муки. Хлеба можно было брать сколько надо. Во время войны хлеба давали 500 грамм на человека. За работу получали трудодни. Один раз в конце года трудодни отоваривали, 100 грамм на трудодень. Всего понемногу: муки, гречки, меда, а иногда и ничего(выбрано хлебом)».

Из рассказа Колесниковой Прасковьи Иосифовны
«В феврале 1941 года в моём родном селе на Украине появился вербовщик. Отец — Скрипник Иосиф Фомич и ещё несколько мужчин уехали вместе с вербовщиками посмотреть место работы. Местность понравилась и отец остался. Через некоторое время за нами приехало два человека из В. Шетухи. Из Каменец-Подольской области мы выехоли 12 мая 1941 года. В составе нашей группы было 55 человек взрослых и детей. На станции Хмельницкая нас вместе с вещами и домашней утварью погрузили в товарняк. Мы ехали на Дальний Восток, а навстречу нам двигались эшелоны с танками и боевой техникой. Старики говорили, что это неспроста.
 На станции Шмаковка нас встретили на подводах, предоставленных колхозом. Ехали просёлочной дорогой — кругом грязь, ямы. Ширина дороги — чуть больше телеги. Ехали долго. 12 июня 1941 года мы прибыли в Верхнюю Шетуху.

В 1941 году война ворвалась и в наше таежное село. Почти все взрослое мужское население ушло на фронт. Список, представленный Военным комиссариатом Кировского района от 28 января 2003 года, свидетельствует о том, что с 1942 по 1945 годы из села Верхняя Шетуха, было призвано в ряды Советской Армии семьдесят один человек. О призыве в первый год Великой Отечественной войны данных нет.

Из рассказа Болсуновской Т. И.:
«Трудно было когда началась война. На полях и фермах остались работать женщины, дети, старики, кто мог работать. Весь урожай, все продукты, производимые колхозом, отправляли защитникам Родины. Всех здоровых лошадей забрали. Я с начала войны и до конца работала дояркой.
 В военное время спасало только личное подворье. Держали корову, свинью, кур. Огород 50 соток обрабатывали сами, колхоз давал лошадь или быков только для вспашки весной. А пахать приходилось самой. Сено и дрова готовила сама, возила на корове. Питались картошкой, кукурузой. Мололи кукурузу, пекли хлеб, варили каши».

Из рассказа Колесниковой П. И.
«В 1942 году в марте месяце ушёл на фронт отец. Во время войны работать приходилось везде, куда посылали. В месяц нужно было отработать 150 трудодней, если кто не отрабатывал, могли и судить. Одному за день нужно было сделать: прополоть и окучить 25 соток огурцов, либо скосить 10 соток зерновых или сои, сгрести и сложить, либо связать и сложить 60 снопов зерновых.
 В Крыловке была МТС (машинно-тракторная станция), а так же курсы трактористов. После уборки и молотьбы технику гнали на ремонт. Все сопровождающие трактористы в колхозе получали продукты и там на месте жили и готовили для себя.

Несмотря на тяготы войны, жизнь в селе шла своим чередом. Дети учились в семилетней школе. Учителями в это трудное время были Виговский Анатолий Григорьевич, Виговский Виктор Петрович, Виговская Вера Ивановна, Виговская Елена Ивановна, Козик Василий Григорьевич, Трепаченко Иван Фёдорович, который затем ушёл на фронт и погиб. Далее >>>

Продолжение

  1. часть первая
  2. часть вторая
  3. часть третья
  4. часть четвёртая

Читайте также

  1. Село Хвищанка
  2. Фотографии сделанные в селе Хвищанка
  3. Геологическое строение и минеральные ресурсы
  4. Известные земляки Кировского района
  5. Численность населения Кировского муниципального района
  6. Первые лица Кировского района
Материал обновлён 22.05.2022

Понравился ли вам этот материал?

Да Нет
0 человека считают материал интересным

Больше новостей в Telegram @kirovskydv
Аватар Кировский-ДВ
Статус: онлайн
5 комментариев
svetlana
svetlana ,
замените, пожалуйста, фотографию!!! В Хвищанке давно установлена новая стелла на въезде

Фея
Фея ,
Если у Вас имеется новое фото Вы можете прислать её нам. Все контакты указаны здесь https://www.kirovsky-dv.ru/contact

svetlana
svetlana ,
Наталья, я, к сожалению, уже год, как не живу в Хвищанке и давно не ездила туда, но можно попросить главу поселения, или нашу любимую "Сельскую Новь"

Фея
Фея ,
С Владивостока проблематичнее сделать новые фотографии района. Если есть возможность, будем только рады обновить информацию.

afroditapiter
afroditapiter ,
Добрый день дорогие.моей первой учительницей была Швец Екатерина Яковлевна.а любовь к географии от Гой Ольги Петровны.спасибо вам за тепло и дом. у меня есть взрослая дочь Баязитова Виктория Сергеевна учитель английского.она поднялась на Эльбрус,я не была дома с1984 года.ничего нет вкуснее винограда.лимонника и ранеток.спасибо.с уважением.Ольга Петровна Кочерга Баязитова телефон 69818815308

Доброй ночи Гость, расскажите что Вы об этом думаете?